Картины А. К. Саврасова

Книжная Лавка


Алексей Кондратьевич Саврасов — русский художник-пейзажист, другой -- и обчелся с членов-учредителей Товарищества передвижников.


Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 возраст в семье московского купца третьей гильдии. в ранней юности около будущего художника обнаруживаются незаурядные способности для живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспособить сына для коммерческим делам", Саврасов в 1844 году поступает в Московское школа живописи и ваяния. в 1848 году в отчетах Совета Московского художественного общества упоминается относительный успехах лучшего ученика перспективного и пейзажного класса А. К. Саврасова, которым руководит известный московский "видописец" К. И. Рабус.


На имущество И. В. Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 возраст едет в юг России и пишет будущий Одессы и Малороссии. после программные работы этого возраст художника награждают похвальным листом, а 25 сентября 1850 возраст он кончает Училище и получает должность неклассного художника за картины "Вид Московского Кремля быть луне" и "Камень около маленького ручья".


Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы. в академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало романтическое направление, для нему был близок и учитель Саврасова. в юношеских произведениях Саврасова - "Вид Москвы с Воробьевых гор" (1848, ГТГ), "Вид Кремля в ненастную погоду" (1851, ГТГ) - сказалось внешнее влияние романтизма. безвыездно пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.


Летом 1854 возраст художник работает около Финского залива около Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.) привлекли внимание две его картины: "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской земля в окрестностях Ораниенбаума", за которые художнику присваивается должность академика.

Обе картины гораздо отличаются через его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не в течение внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. от любовью он передает очарование летнего вечера в взморье, влажность морского воздуха в тени вековых валунов, сумрак около широко раскинувшимися ветвями деревьев.


В Москве Саврасов опять участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание соглашаться успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики.

В часть а году он женится в Софье Карловне Герц, сестре известного археолога и историка искусства. в их доме собираются художники, деятели искусства, меценаты (в часть числе и П. М. Третьяков), читаются литературные новинки, ведутся оживленные беседы, споры сообразно вопросам, волновавшим в то время русское общество.

Особенно дружить был А. К. Саврасов с В. Г. Перовым, инициатором создания Товарищества передвижных выставок. В. Г. Перов помогал художнику писать фигуры бурлаков в картине "Волга около Юрьевцем", Саврасовым а написан картина в картинах Перова "Птицелов" и "Охотники в привале".

Значительный остановка в творческом развитии художника представляет картина "Пейзаж с рекой и рыбаком" (1859, Гос.. красивый музей Латвийской ССР). Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения. Спокойные линии берега, плавный изображение купы деревьев, кроткий солнечный свет, озаряющий подмосковную долину.


Для русского искусства 60-е годы прошлого столетия были временем утверждения национального характера русского пейзажа. Все чаще пейзажисты обращаются для изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли.

Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: "Вид в селе Кунцево" (1855, ГТГ), "Вечерний пейзаж" (1861, Гос. красивый музей Латвийской ССР), "Сельский вид" (1867, ГТГ).

Весной 1862 возраст сообразно предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии. Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника "стремлением для правде и самостоятельности".


Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина "Лосиный остров" (1869, ГТГ), удостоенная первой премии в конкурсе Московского Общества любителей художеств. Отмечая эту удачу, другой -- и обчелся с современников писал относительный умении художника "поэтично пе-ренесть в дорога знакомый каждому с нас часть природы с окрестностей Москвы". важный и торжественный сосновый лес стоит, как сторож раскинувшихся далей.Ясный летний день.На лугах мирно пасется стадо. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава в поляне. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. пастель

"Лосиный остров" относится ко времени расцвета творчества художника. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений.

В декабре 1870 возраст А. К. Саврасов вместе с женой едет в Волгу. Он живет в Ярославле, около Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце.
Картина "Печерский монастырь около Нижним Новгородом" (1871, Горьковский гос. красивый музей) - одно с самых больших полотен художника и первый с известных его волжских пейзажей. Саврасов покорен величавой торжественностью, необъятными просторами волжской природы, ее органической связью с жизнью человека, с жизнью русского народа.

В широкую панораму пейзажа естественно вписаны дома слободки с садами, зеленеющие луга, синие лагуны, песчаные отмели, и над всем - возвышающийся белокаменный монастырь. Природа и человек в картине едины.


"Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством", - пишет художник П. М. Третьякову. Одна за другой появляются картины "Волга около Юрьевцем" (1871, жилище неизвестно), "Разлив Волги около Ярославлем" (1871, ГРМ) и, наконец, "Грачи прилетели" (1871, ГТГ), появившаяся в Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми.

"Пейзаж „Грачи прилетели" есть лучший, и он, действительно прекрасный, хотя тогда и Боголюбов, и баронет Клодт, и И. И. (Шишкин. - О. И.). однако безвыездно это - деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах"", - писал И. Н. Крамской Ф. А. Васильеву. Появлению картины предшествовали этюды с натуры, написанные художником в Ярославле и в селе Молвитиново близко Костромы.
Неяркий и тонкий колорит, построенный в мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. в северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Снег долго лежит в полях, коченеют в ветру деревья, и вдруг безвыездно наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются для легким облакам, голубеющему небу, около теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. атмосфера весенний, легкий, чистый и ясный видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.

"Какая простота! - писал И. И. Левитан. - однако за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому безвыездно это дорогой и близко его сердцу". ни одна душа до Саврасова не мог беспричинно глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. пастель "Грачи прилетели" способствовала успеху Первой передвижной выставки. от тех пор Саврасов прочно связал свою творческую деятельный с Товариществом передвижных выставок.


Многие произведения художника, которые появлялись в выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Саврасов бывал около Нижним Новгородом и около Казанью, но больше только любил места между Ярославлем и Костромой. Его картины многообразны сообразно передаче состояния природы, диапазону чувств. в пейзаже "Разлив Волги около Ярославлем" (1871, ГРМ) спокойная сила русской природы, "разливы рек, подобные морям".

В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей - "Проселок" (1873, ГТГ), "Радуга" (1875, ГРМ), в других - взволнованной, поэтически приподнятой - "Вечер. Перелет птиц" (1874, Одесская картинная галерея).


В 70-е годы в произведениях Саврасова безвыездно более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: "Лунная ночь. Болото" (1870, ГТГ), "Закат над болотом" (1871, ГРМ).

Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.) Саврасов создает одно с самых драматических своих полотен "Могилы над Волгой" (1874, частное собрание).

В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. однако и в неподходящий промежуток появляются действительно поэтические произведения, и между них - "Рожь" (1881, ГТГ), "Зимний пейзаж" (частное собрание), "Северная деревня", "Весна. Огороды" (1883, Пермская гос. художественная галерея).



Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы А. К. Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 возраст в Москве.


Его ученик И. И. Левитан писал: "Не следовательно одного с самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь для своей родной земле. Да, мертвый Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не довольно забыта в области русского художества".

Материалы с книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.



Скачать 33 картины в архиве - 5.27 Мб
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • Классическая живопись - Архипов Абрам Ефимович
  • Художник Васильев Ф. А.
  • Верещагин Петр Петрович (1834 - 1886)
  • Картины русского художника Брюллова К.П.
  • Творчество Мещерский Арсений Иванович
  • Художник Воробьев М. Н.
    • 85
     (голосов: 25)
    Комментарии (11)   Распечатать